Самая сильная сторона Shadow of the Tomb Raider – это пейзажи: темная клаустрофобная пещера выводит к величественному храму майя, золото которого сверкает на солнце. Каменный взор давно забытого божества не предвещает ничего хорошего. В сторону горизонта – деревня, покоящаяся в тени громадного спящего вулкана. Древние механизмы с треском пробуждаются, как только вы входите в нетронутую гробницу.
Этот мир так и просит, чтобы его исследовали.
Обычно, найденный Ларой Крофт артефакт призван служить наградой для вас за преодоление гробницы, напичканной коварными ловушками. Но изысканно украшенный кинжал, который Лара заберет с каменного пьедестала в самом начале игры – совсем другая история. Этот эпизод спровоцирует серию разрушительных катаклизмов, включая внезапное наводнение, которое уничтожит целый город. После вышеупомянутых событий Ларе предстоит отправиться в джунгли Перу, чтобы попытаться помешать свершению апокалиптического предсказания.
Именно здесь вы и познакомитесь с множеством гробниц, храмов и возвышающихся монументов в честь доисторических богов. Атмосфера места и времени передана в игре как никогда хорошо. Локации, которые вам встретятся, ощущаются по-настоящему древними, таинственными и опасными. Склепы, комнаты и коридоры украшены проработанными до малейших деталей резьбой и фресками. Конечно, настолько зрелищных и масштабных строений может и не существовать в реальности, но их наличие в игре и общая срежиссированность игрового пространства придают Shadow of the Tomb Raider поистине приключенческий характер. Это история древнего мира, рассказанная Индианой Джонсом, а не ученым-академиком.
Помимо отличной графической составляющей игра наполнена замысловатыми пространственными головоломками. Хотя их и нельзя назвать чрезвычайно сложными, каждая решенная задачка отзывается внутри чем-то приятным. К примеру, весьма занимательным оказался паззл с вращающимся столбом высотой с небоскреб, где нужно было использовать веревки и ветровые механизмы, чтобы проложить себе путь наверх. Само взаимодействие с окружающим миром выполнено в некотором смысле «осязаемо» - расшифровка иероглифов, поиск выхода из темных затопленных лабиринтов, разворачивание желобов для направления потоков воды и многое другое.
Если бы разработчики Shadow of the Tomb Raider ограничились красивыми локациями с головоломками, я бы уже остался доволен. Но присутствие в сюжете «Тринити» - враждебного военизированного образования, так же занимающегося поиском артефактов – означает, что Ларе придется время от времени пачкать руки в крови. К счастью, классические перестрелки сведены к минимуму, и большинство стычек предполагает ползание в грязи в стиле Рэмбо. Несмотря на то, что иногда укрытия расставлены чересчур щедро, они никогда не заменят «грязевых ванн» с бесшумными убийствами противников во время всеобщей паники.
Система стелса в общем и целом реализована на порядок лучше, чем в предыдущих частях. Если вас заметят, индикатор тревожности над головой врага начнет заполняться, но если вам удастся оборвать зрительный контакт и спрятаться до того момента, как шкала заполнится, вы будете в безопасности. А еще в игре можно поиздеваться над ИИ, особенно, с помощью «стрел страха». Выстрелите отравленной стрелой во врага – он «поймает» галлюцинации и будет палить во все стороны до тех пор, пока сам не свалится замертво. Помимо этого, с помощью веревки можно легко подвешивать противников к деревьям. Получается, что на выходе мы имеем Бэтмена и Хищника в лице Лары Крофт. А это немного расходится с попытками сюжета нарисовать героиню более человеческим, не супергеройским персонажем.
На протяжении всей предыдущей части (Rise of the Tomb Raider) меня раздражали бесконечные перестрелки. Но в этот раз подобные эпизоды почти всегда приходятся к месту. Кроме этого, участвовать в таких боях стало гораздо тяжелее, даже несмотря на имеющийся арсенал дробовиков и штурмовых винтовок. Стелс теперь – в любом случае лучший вариант. Есть, конечно, и слабые места – противник, появляющийся в конце, превращает игру в банальный шутер, а подводный стелс с пираньями… Последнее играется так же плохо, как звучит.
Игровой мир большой, а его локации взаимосвязаны между собой. Некоторые зоны будут недоступны до тех пор, пока вы не достанете то или иное снаряжение. Функция быстрого перемещения реализована с помощью костров, которые вы должны разжигать по мере прохождения. Также в игре вы найдете несколько атмосферных жилых зон, включая расположенный в горах потрясающий город Пайтити. Левел-дизайн здесь просто на высоте, да и сама возможность перевести дух от сюжетной линии, общаясь с людьми (и ламами), весьма кстати. Там же можно взять побочные квесты и оказать посильную помощь местному населению. Сами задания, правда, не особо интересны. Но в Shadow of the Tomb Raider есть и другие занятия – охота ради создания нового снаряжения, сбор материалов для улучшения оружия или поиск потайных гробниц. Гробницы – самый увлекательный вид второстепенных заданий: большие и интересные локации с уникальными пространственными головоломками, где вы обязательно узнаете какую-нибудь интересную историю из дневников, а в конце получите награду.
Перезапущенная трилогия Tomb Raider выработала свой неповторимый визуальный язык. Если вы видите шероховатую стену, значит, за нее можно зацепиться ледорубом. Пятна от белой краски помечают поверхность, на которую можно залезть, а предмет, обмотанный веревкой, можно разрушить или к чему-нибудь привязать. Бесспорно, это придает игре особую динамику, потому что как только вы замечаете подобные подсказки, вы сразу же понимаете, что делать. С другой стороны, такого рода исследование мира может показаться неорганичным и в некотором смысле предсказуемыми – как если бы вы сидели за спиной левел-дизайнера и наблюдали за его работой над уровнем. Но в этой части появилась опция, с помощью которой можно снизить количество или полностью отключить такие подсказки. Тогда исследование игрового мира явно не покажется простым и поверхностным.
Благодаря воздушным карманам, позволяющим дольше оставаться под водой, плавание в Shadow of the Tomb Raider стало играть бо́льшую роль. В гробницах теперь зачастую можно столкнуться с затопленными зонами, в которых необходимо расшевелить заклинившие механизмы или отыскать затонувшие предметы. Не забудьте прокачать скорость плавания и дыхательный объем в древе навыков Лары, и тогда пребывание под водой будет еще более приятным. Помимо этого, в игре есть возможность закрепить веревку на подходящей поверхности, чтобы вертикально спуститься по ней или раскачаться и перепрыгнуть пропасть. Вообще, в Shadow of the Tomb Raider огромное количество способов перемещения по местности, и это в какой-то степени компенсирует ощущение невесомости и неточности прыжков. Ну а взбираться на самый верх какой-нибудь массивной структуры – как и полагается, процесс захватывающий.
Лара в этот раз прописана более уверенным и приспособленным персонажем. Есть и моменты, где героиня сомневается в правильности своих поступков – попытка сценаристов сделать историю более трогательной. Это, конечно, обесценивается жестокостью и насилием в ходе сражений, где Лара безжалостно режет, топит и отстреливает врагов. Но в конце концов – это же видеоигра, самый настоящий блокбастер с экшн-сценами, где вы в том числе убегаете со взрывающегося нефтеперерабатывающего завода и прыгаете по руинам города, терпящего стихийное бедствие. Кстати, несмотря на грандиозность зрелища, такие сцены страдают от недостатка интерактивности. Хотя это простительно ввиду обилия способов решения головоломок и исследования мира.
Мне всегда казалось, что современная инкарнация Tomb Raider излишне много внимания уделяет экшену. Но в новой части баланс удалось восстановить, и теперь игра намного крепче сфокусирована на том, что делает эту серию особенной – непосредственно на расхищении гробниц. Сами же гробницы получились одними из самых лучших в линейке. Отлично передано ощущение присутствия в древнем и проклятом месте. А еще вы наверняка ощутите восторг, когда после правильного решения паззла наконец-то подастся тяжелая каменная дверь. Это и есть те моменты, ради которых стоит поиграть в Shadow of the Tomb Raider.