Dead Cells весьма заслуженно считается одним из лучших «пиксельных» слешеров за последние годы. Проект длительное время находился в стадии раннего доступа в Steam, получил массу интересных обновлений и оброс внушительным количеством веселого и оригинального контента. А уникальные механики, свойственные «рогаликам», делают игру по-настоящему заслуживающей нашего внимания и, чего греха таить, стоящей своего ценника. И в этой статье мы постараемся перечислить все положительные и, к сожалению, отрицательные моменты, без которых не обходится ни одна игрушка, чтобы вы для себя сделали вывод по поводу того, стоит ли ее покупать.
Гемплей
Следует начать с того, что в Dead Cells просто нереально огромные уровни по своей протяженности. К тому же они процедурно генерируются, то есть после каждой смерти вас встречает незнакомая локация, которую необходимо осваивать заново. Кстати, что касается смерти – здесь она окончательная для определенного уровня. После того, как вас убил очередной враг, вы оказываетесь в самом начале, и локацию приходится пробегать с самого сначала, справляться с очередной армией противников и так далее. Но об этом чуть позже.
В большинстве других подобных проектов чувствуется, что даже называемые разработчиками «динамично-меняющиеся уровни» являются просто видоизмененной копией нескольких стандартных шаблонов. В Dead Cells же каждая зона уникальна и невероятно огромна, она содержит в себе массу коридоров, точек телепортации, секретных проходов и сундуков с сокровищами, спрятанных в самых потаенных уголках. Конечно, генерация не идеальна и частенько замечаешь определенные сходства, но, в целом, это не портит общие впечатления от геймплея.
Экипировка персонажа здесь также разнообразная, начинаете игру вы с простым мечом, а закончить очередной уровень можно с хлыстом или спартанскими сандалиями, позволяющими пинать врагов в ближнем бою. Лук и стрелы, которые вы находите на старте, помогут вам расправляться с противником на дальних дистанциях, однако здесь и в тесном сражении чувствуешь себя весьма комфортно. Нужно только своевременно предугадывать момент атаки и уворачиваться от очередного скила (особенно актуально с боссами), так как один мощный противник или небольшая толпа из двух-трех мобов способны нанести вам колоссальное количество урона.
Есть здесь и некоторые варианты дополнительного оружия. Это этакие умения, которые позволяют стопорить врагов на месте или уничтожать целые толпы массовой атакой. Их использование ограничено временем (кулдаун), а сила зависит от текущего прогресса – чем дальше вы прошли, тем мощнее предметы находите (логично, правда?). В общем, в плане способов уничтожения врага Dead Cells предлагает большое разнообразие средств и гаджетов, остается только выбрать понравившийся и прокачать умение при помощи найденного на уровне чертежа или свитка. Ну и, конечно же, нужно помнить, что самые ценные вещи в виде тех же чертежей попадаются только с мощных боссов или спрятаны в укромных уголках, так что придется попотеть, чтобы их отыскать.
«Спокойное место» и оплата апгрейдов
Мы уже писали выше, что после смерти вам придется начинать прохождение уровня с самого начала. При этом у вас отбирают и весь инвентарь, который вы скопили в течение прохождения. Однако в случае успешного завершения задания игра подарит игроку немного минут спокойствия, чтобы и нервишки привести в порядок, и с лутом разобраться.
В конце уровня вы можете использовать чертежи, найденные ранее, для крафта лучшей экипировки. Оплачивать улучшения здесь необходимо клетками – своеобразной внутриигровой валютой, которая также сыпется с монстров. Вам необходимо скопить достаточно, чтобы оплатить клетками проход в следующий уровень. Соответственно, если вы будете часто умирать, то игра вас попросту не пустит дальше, так как посчитает, что игрок еще недостаточно опытен.
После того, как вы отдали чертеж на изучение оружия или умения, оно у вас разблокируется, и вы сможете отыскать соответствующий предмет на уровне, уничтожив очередную порцию врагов. Вот только если, к примеру, вам не понравилось, как работают гранаты с маслом, то избавиться от них вы никак не сможете. Предмет будет вам постоянно выпадать вплоть до окончания игры – мы это считаем одним из недостатков Dead Cells, который существенно захламляет инвентарь и слегка распыляет внимание (а еще раздражает, чего уж греха таить).
Каждый предмет экипировки в игре может обладать определенными особенностями и дополнительными бонусами. Даже если вам не нравится, к примеру, стрелять из лука, то вам может очень понравиться его эффект, оставляющий на месте убийства врага облако ядовитого газа. Или взмахи двуручного меча, который вы считаете крайне громоздким и неудобным, из будут раскидывать в разные стороны гранаты, косящие всех врагов подряд в мелкие пиксели. Короче, возможностей много, осталось придумать для них верное применение под определенную ситуацию.
Клетки здесь также используются и для других улучшений, которые можно сравнить с той же Rogue Legacy. Однако в отличие от аналога в Dead Cells нет замков, но есть уникальный торговец, предлагающий вам несколько любопытных бонусов. К примеру, со временем вы сможете накопить достаточно «валюты», чтобы добавить в свой инвентарь целительное зелье. Появление этого предмета позволит не зависеть от рандома при убийстве врагов, когда вы надеялись на получение еды, восстанавливающей ХП. Или можно будет оплатить случайное оружие, появляющееся вначале, а не выбирать «ствол» из нескольких стандартных вариантов. Короче, клетки собирать нужно – это факт, а тратить их необходимо с умом, и лучше иногда отложить на более поздний срок, чем расходовать на, по сути, ненужный апгрейд.
Про свитки
Провальное прохождение уровня в игре далеко не всегда является поводом грустить. Даже если вы не одолели очередного босса Dead Cells, вы могли за уровень собрать определенное количество клеток и свитков (о них чуть ниже), которые в дальнейшем можно использовать для получения более мощного оружия. Конечно, запас здоровья и силу атаки вы ими не повысите, но все равно ваш персонаж, так сказать, двигается вперед постоянно, даже с поражениями.
Что касается свитков – они являются второй по степени важности «валютой», которая также используется для улучшений. При помощи свитков вы можете улучшать тактику, живучесть, брутальность и, в некоторых случаях, прибавляете количество урона, наносимое определенным типом оружия. Такие свитки со временем ставят вас перед определенным выбором – количество допустимых улучшений для вашего любимого оружия уменьшается с каждым последующим апгрейдом, зато есть вариант добавить другому «стволу» аж до 60% живучести. Что вы выберете? Это говорит нам о том, что под разные ситуации в Dead Cells можно делать самые разные шаги, и далеко не всегда ваш арсенал должен содержать одни лишь хлысты, а следует разнообразить его и щитами.
Особенности боевой системы
Некоторые игроки могут смутиться от того, что в определенные моменты игра попросит вас бегом промчаться по уровню, а в другие время внимательно изучить коридоры и отыскать в них какие-то слишком уж хорошо спрятанные артефакты. Все это сказывается на игровой боевке – иногда она максимально динамичная, а иногда помогает вам насладиться очень мощными, но невероятно медленными взмахами «двуручника».
К слову, анимация ударов в Dead Cells проработана до мелочей, даже учитывая эту самую «пиксельность» слешера. Визуальные эффекты зависят от того, какое вы оружие несете при себе и какое умение используете. Помимо основных ударов здесь, конечно же, имеется и система защиты:
• Блокировка урона щитом;
• Увороты;
• Подкаты.
Когда видите над головой очередного моба восклицательный знак – резко уворачивайтесь, так как следующая атака нанесет много урона. Практически каждый ваш оппонент имеет свою собственную механику боя, а чаще всего ради прохождения сложного участка потребуется согнать всех монстров в кучу и кинуть им под ноги дальнобойную ловушку. Боссы еще сложнее, они отличаются от стандартных противников не только степенью «жирности», но и имеют неповторимые умения. Одним словом, определенный уровень придется проходить несколько раз, мирясь с очередной неудачей, так как в процессе вы смогли понять, как работает тот или иной скил босса. Dead Cells поощряет ваш оригинальный подход к сражению, который необходимо выбирать быстро и в зависимости от текущей ситуации.
В некоторых случаях вы захотите избежать сражения. И что для этого нужно использовать? Верно, умения телепортации, прыжки по стенам, перекаты и «подпрыги». Благо с процессом прокачки вам открываются и такие возможности, и больше не нужно выращивать в комнате лозу, чтобы использовать ее в роли лестницы – достаточно сделать пару прыжков, и вот вы уже на верхней платформе.
Выводы
Какие можно сделать выводы по Dead Cells? Эта игра не вносит каких-то уникальных инноваций в жанр, не создает у игроков «вау-эффект» и не заставляет писаться кипятком каждый раз, когда стартует уровень. В ней имеются классические и стандартные элементы, свойственные буквально каждой «рагульке». Однако здесь они отточены буквально до совершенства и заставляют в очередной раз крикнуть «Б*ять, и как я должен ЗДЕСЬ пройти?».
С одной стороны проект очень похож на некоторых своих более ранних представителей, но с другой его уж точно не назовешь их полной копией. С каждым пройденным уровнем геймплей не надоедает, и здесь можно легко потеряться на несколько десятков часов, благо система перманентной (почти) смерти способствует, так сказать, «реиграбельности».
Но, конечно, Dead Cells не лишена и проблемных нюансов, которые не помешало бы исправить:
• Невозможность «стереть» полученное с помощью чертежа оружие или специальное приспособление из инвентаря;
• В некоторых случаях слишком уж геморные ситуации, из которых выкрутиться весьма проблематично (высокий порог вхождения для игрока);
• Иногда слишком массивные уровни, которые приходится проходить с самого начала после смерти.
В некоторые моменты Dead Cells может показаться слегка скучноватой, но постоянно меняющиеся условия и не похожие друг на друга локации не позволяют вам загрустить и подумать, как в других играх: «Да когда я ее уже, наконец, пройду?». Давайте все плюсы тоже заключим в список:
• Повторимся – процедурно-генерируемые локации, которые не похожи одна на другую;
• Большой арсенал оружия, выпадающий за текущую игровую сессию;
• Красивая анимация в бою, даже с учетом местной «пиксельной» графики;
• Настоящий челлендж для опытных игроков.
Одним словом, игра делает так, что вы даже от неудачного прохождения испытываете удовольствие, так как нашли на уровне оружие или улучшение, которое не встретили здесь за предыдущее прохождение. Также разнообразие вносят уникальные противники, обладающие своими собственными механиками. Короче, когда разговор заходит о количестве контента, то с этим у Dead Cells все в порядке. И данная игра точно стоит того, чтобы ее установить и попробовать, благо стоимость в Steam`е позволяет ее приобрести даже геймеру-подростку, подкопив немного деньжат с ежедневного «заработка».