Джонатан Рид – доктор, с особым интересом изучающий гематологию и имеющий в этой сфере немалый опыт – по иронии судьбы становится вампиром. Желание с заботой помогать больным и защищать слабых по-прежнему с ним, но теперь в Джонатане живет еще и ненасытный монстр, который периодически требует от героя вцепиться в сочную, налитую алым живительным нектаром шею пациента. Этот прекрасный в своем коварстве замысел весьма оригинален для истории про вампиров; благодаря ему вы постоянно будете сталкиваться с поистине сложным моральным выбором.
Убьете ни в чем не повинную жертву, чтобы получить большое количество очков опыта и отличную подпитку в виде вкусной высококачественной крови? Или же последуете своим моральным принципам и будете изо всех сил бороться с напастью, отлавливая по мощенным улочкам крыс, чтобы лишь кратковременно утолить дьявольскую жажду? Сделать выбор в пользу первого варианта непросто, потому что люди, которых вы встречаете и артерии которых можно осушить – не какие-то там рандомные безликие NPC. У каждого свой набор личностных характеристик, свои надежды, мечты и… свой актер озвучки. В игре есть и отрицательные персонажи, которые, вероятно, даже заслуживают участи оказаться обедом для вампира. Но сможете ли вы с тем же спокойствием позволить вашему герою с чавканьем вгрызться в глотку добродетельной и трудолюбивой медсестры?
Однако, есть один нюанс: медсестра может быть не такой уж и честной, какой хочет казаться. Геймплей Vampyr включает в себя элемент расследования, в рамках которого Рид будет узнавать детали о жизнях и отношениях персонажей, встречающихся в уютных пабах, мрачных трущобах и повсеместно на туманных улицах Лондона. Действие игры происходит в 1918 году – после окончания Первой мировой войны и в разгар эпидемии испанского гриппа, из-за чего пристрастие нашего персонажа к свежей крови уже совсем не к месту. Жизнь людей омрачена и без того, чтобы помимо прочего беспокоиться о возможных нападениях вампиров.

Vampyr - обзор игры


Основная мотивация Рида – выяснить, кто обратил его в вампира. Герой устраивается на ночную смену в госпиталь, который служит оперативной базой для проведения экспериментов и вылазок в город, когда появляются какие-нибудь зацепки. В процессе вы также будете брать побочные задания и постепенно пополнять список людей, проживающих в районе вашего местонахождения: потенциальные союзники или, возможно, жертвы. По мере исследования лондонских заброшенных квартир, доков и складов вы будете собирать материалы, из которых можно создать полезные приспособления или медикаменты. А еще вам встретятся потайные убежища, в которых можно отдохнуть и открыть новые способности.
Чем больше вы узнаете о чьей-то жизни в ходе исследования, общения и чтения документов, тем легче вы сможете загипнотизировать этого человека и увести его подальше от чужих глаз, чтобы затем испить его кровь. Да-да, игра поощряет тактику «познакомься поближе, а затем убей», и это, честно сказать, – одна из самых извращенных вещей, которые мне приходилось делать в видеоиграх. После пиршества вы сможете потратить полученные очки опыта на улучшения, благодаря которым Рид станет еще более сильным и смертоносным вампиром. И это служит своего рода напоминанием о том, что перед вами – современная игра, а значит в ней обязательно должно быть свое дерево навыков.
Еще одна «нездоровая» механика в Vampyr – лечение горожан. Люди выздоравливают и, следовательно, становятся более питательным блюдом – а это только подталкивает на то, чтобы их сожрать. Убить кого-то – уже плохо; но сперва излечить жертву, а затем убить? Сущее зло. Важно, однако, что Рид не получает от этого удовольствия. Среди вампиров он «новичок», который все еще цепляется за последние отголоски гуманности. Драматизма истории придает как раз-таки отношение Рида к своей новой потребности – жажда крови его чрезвычайно расстраивает.
Вам также следует принимать во внимание общее состояние здоровья района, в котором вы ведете свою врачебную практику. Лечение жителей повышает этот показатель, а убийства с целью пропитания – наоборот. Это, в свою очередь, придает вашим решениям существенный вес. В районах с низким уровнем состояния здоровья болезни распространяются быстрее, а магазины устанавливают более высокие цены за товар. Район можно даже навсегда потерять, если этот показатель опустится ниже критической отметки. Но в любом случае, это не остановит развитие сюжета. Такая система – отличный способ интеракции с решениями игрока (пусть даже эти решения будут плохими с моральной точки зрения); и подобное хочется видеть в как можно большем количестве игр. Отсутствие реакции на ваши действия со стороны игрового мира – скучно.



Симуляционный аспект в Vampyr, как по мне, очень хорош: вы учитесь сосуществовать со своим проклятьем, стараетесь не выделяться из общей массы, выбираете, когда устроить себе обед, и кого пощадить. Но есть и моменты, которые разочаровывают. На каждого «питательного» NPC приходится нескончаемый парад из охотников на вампиров и одичавших кровососов, сражения с которыми скучны и крайне однообразны. Вам предстоит прокладывать свой путь через такое количество подобных стычек, что неприятие Ридом насилия по факту обесценивается. Сам процесс сражения ощущается каким-то дерганым, ненатуральным и в целом не приносящим удовольствия. Ложку дегтя добавляет и нестабильная камера от третьего лица, которая постоянно застревает в углах или на элементах окружения, мешая тем самым нормальной игре.
С другой стороны, в Vampyr есть огромное количество способов сражения – от оружия ближнего боя и огнестрела, до таких экзотических вампирских приемов, как пронзание врагов кровавыми шипами с последующим разрывом их на части. Но эти элементы скорее воспринимаются как излишние функции, а их применение, с учетом наносимого ими урона, больше отвлекает, чем приносит пользу. Меня не покидает мысль, что Vampyr был бы куда лучше, если сюжет и геймплей развивались параллельно, а это, как мне кажется, можно было бы легко осуществить.



В игре вы встретите много интересных и концептуальных вещей. Dontnod неплохо поработали с избитой тематикой и создали весьма удачный симулятор жизни вампира. Лондон со своими мощеными улицами и зданиями, тускло светящимися сквозь туман и ночную тьму, получился очень атмосферным и гнетущим. Но складывается впечатление, что игра находится в конфликте сама с собой: захватывающая сюжетная линия, выстроенная на диалогах, тут же сменяется «плоским» нудным экшеном, и обратно. Да и сам главный герой – Рид – не способствует вживанию в роль: мрачный и исключительно серьезный – как будто всю его харизму вместе с кровью высосал какой-то другой вампир.

Вердикт
Несмотря на наличие отличных оригинальных идей, Vampyr страдает от того, что пытается объять необъятное и совместить все и сразу.
0