Сеанс живительной мехспертизы. BattleTech – это глубоко и детально проработанная тактическая игра. Во избежание неприятностей придется уделять внимание каждой мелочи в бою. И будьте готовы к тому, что вы неминуемо допустите пару серьезных ошибок в процессе. В этом гайде по BattleTech я поделюсь с вами своим боевым опытом, и если хотя бы одна из этих подсказок поможет избежать отстреленной руки или ноги вашего любимого меха, то, можно считать, я справился со своей задачей.
Вплотную займитесь вопросами брони, перегрева и устойчивости
Опытные игроки BattleTech или MechWarrior уже знают, что мех – это не просто шкала здоровья и пушка. На деле, это целый ряд «шкал здоровья» и несколько пушек. А попытка нанести урон каждой из них – неправильный подход к сражению.
Взгляните на показатели, располагающиеся над головой меха на скриншоте. Если совсем упрощенно, то белые квадраты – это броня. Если говорить чуть более конкретно, то первая половина шкалы отвечает за переднюю броню, а вторая относится к задней (разумеется, все намного более детализировано, но пока нам хватит и этого). Броня защищает внутренние системы робота, и ее можно легко заменить.
Оранжевые квадраты показывают состояние внутренней структуры – этим же цветом (а не белым) окрашены цифры, отображающие урон внутренним системам. Структурные повреждения – это очень плохо. Именно таким образом вы теряете руки, ноги, оружие и пилотов. Прицельный огонь по определенной части меха сначала сорвет с этой части броню, а затем нанесет структурный урон, полностью выведя компонент из строя.
Красная шкала отвечает за перегрев, который возникает от стрельбы из оружия. Эффект перегрева может быть увеличен из-за условий окружающей среды, утраты радиаторов охлаждения или попадания по вашему меху из огнемета. Если шкала перегрева заполнится целиком, то мех выключится и будет требовать перезагрузки, получив вдобавок некоторое количество урона.
Устойчивость отображается на желтой шкале и показывает способность вашего меха сохранять баланс на ходу. Этот показатель растет по мере получения урона и может резко подскочить как от прицельного попадания по ногам, так и от пропущенного удара в рукопашном бою. Кстати, постарайтесь не забывать, что атака в стиле «смерть с небес», при которой вы используете джетпак, чтобы как в Марио приземлиться на голову врага и тем самым убить его, может нанести серьезный урон вашей собственной устойчивости. Если шкала устойчивости заполнится до конца, ваш мех упадет. Упавший мех утрачивает инициативу и не имеет возможности подняться до своего следующего хода, и пока он находится в лежачем состоянии, противники могут прицельно расстрелять любую из его составных частей. Падать – плохо. Не падайте.
Научитесь манипулировать такими бонусами, как «Уклонение» (Evasion), «Защищенный» (Guarded) и «Укрепленный» (Entrenched)
Во время игры вы заметите, как начисляются бонусы, улучшающие оборонные характеристики. При передвижении меха вы получите бонусы уклонения, и чем дальше вы прошагаете, тем больше бонусов получите. Эти бонусы длятся до момента следующей активации меха. Каждая единица «Уклонения» усложняет попадание по меху из оружия дальнего боя. Эффект бонуса «Уклонение» можно уменьшить, используя находящуюся в интерфейсе тактик способность «Захват цели» (Sensor Lock) – снимется две единицы данного бонуса. Либо этот бонус можно вообще обойти, вступив в рукопашный бой. Стрельба по противнику также снимет единицу «Уклонения», даже если вы промахнетесь. В этом контексте свое применение находят легкие мехи и оружие, использование которого на имеющейся дистанции не особо эффективно – они создают благоприятные условия для стрельбы из более мощных орудий.
«Защищенный» и «Укрепленный» - бонусы, которые применяются в условиях глубокой обороны. «Защищенный» снижает на 50% фронтальный урон и урон с флангов, а «Укрепленный» глушит урон, наносимый устойчивости. Идеальным ответом на такую тактику будет атака сзади, но чаще всего это не представляется возможным. Однако, удачный удар в рукопашном бою может свести на нет бонус «Защищенный», так что для борьбы с укрепившимся противником неплохой идеей будет направить быстрого меха, который нанесет ему мощный лобовой удар. После этого можно открывать огонь из остальных орудий (однако, следует помнить, что такой тактикой вы с большой вероятностью подставите своего легкого меха под потенциально смертельную контратаку).
Берите в расчет время ремонта
Когда вы только начнете прохождение кампании, вы будете озабочены заработком денег. Здравая мысль: оказаться в ситуации, когда вы не можете покрыть расходы за месяц, крайне нежелательно. Но как бы там ни было, вскоре вы поймете, что время, затрачиваемое на ремонт всяческого оборудования, стоит гораздо дороже, чем сам ремонт.
В игре необходимо учитывать издержки упущенной выгоды, связанные с ремонтом. Если вы не можете взяться за высокооплачиваемую миссию, так как ваше лучшее оборудование находится в мастерской, то вы, что называется, в пролете относительно награды за такое задание. Эта проблема становится менее ощутимой на более поздних этапах прохождения, когда вы располагаете большим количеством мехов и улучшенным гаражом. Но поначалу придется проходить задания очень осторожно. Если вы успешно выполните несколько несложных и менее оплачиваемых миссий, то в конечном итоге вы заработаете больше денег, чем в случае, если бы вы подрядились на зубодробительную вылазку и поломали всех своих мехов. Точно так же, лучше иногда потратить целый месяц на ремонтные работы, чем гнать в бой мехов, которые держатся «на добром слове».
Обломки – это хорошо
Когда вы принимаете миссию, у вас есть возможность выбрать, в какой пропорции распределить деньги, репутацию у фракции и приоритетные права на обломки в качестве награды. На ранних этапах всегда есть соблазн выкрутить бегунок полностью в пользу денег. Но не стоит недооценивать пользу обломков.
Выбор в сторону большего количества обломков позволяет вам собрать с поля боя много добычи – обломки в свою очередь будут зависеть от особенностей урона, нанесенного во время выполнения миссии. Если не вдаваться в детали, то обломки выпадают двух видов: определенные части снаряжения (например, части джетпаков или лазеров) или обломки мехов. Соберете три части одного меха – в ваших рядах появится новый робот.
Но есть один нюанс: когда я начал играть, я ошибочно полагал, что обломки позволят мне построить новый мех с нуля и оборудовать его под себя. На самом деле, когда вы наберете необходимое количество компонентов, вы сразу же получите доступ к меху со всем его снаряжением и оружием. Это может дать существенную прибавку к вашему боевому потенциалу, особенно, когда вы изо всех сил пытаетесь не допустить попадания вашего основного отряда мехов в ремонтный док. Моя кампания заиграла новыми красками благодаря миссии, в которой я снайперским выстрелом нейтрализовал пилота мощного штурмовика Battlemaster, что позволило мне подобрать этого меха целиком и тем самым освоить новую «весовую категорию» для второстепенных заданий.
Заблаговременно планируйте прокачку пилотов
На протяжении всей кампании каждый пилот получает очки опыта (XP), которые вы можете направить на развитие его четырех характеристик: Стрельба (Gunnery), Пилотирование (Piloting), Стойкость (Guts) и Тактика (Tactics). Каждая из этих веток предусматривает два особых умения. Вы можете полностью прокачать все четыре ветки, но что касается особых умений – первый специальный навык разрешается выучить только на двух ветках, а второй – только на одной. Выбранный вами второй навык определяет окончательный класс пилота, например, если вы возьмете второй навык в ветке Стрельбы, то прокачиваемый пилот станет специалистом по тяжелым штурмовым мехам.
То есть, фактически вы создаете индивидуализированный класс пилота посредством комбинации умений из двух веток. Лично для меня оказался удобным результат совмещения одного специального навыка из ветки Пилотирования с двумя навыками из ветки Стойкости и наоборот. Пилотирование и Стойкость предоставляют различные по действию пассивные оборонные способности: Пилотирование дает дополнительную единицу «Уклонения» при движении, а Стойкость наделяет пилота бонусами «Защищенный» и «Укрепленный» на все время, пока тот стоит на одном месте.
Приведу пример нескольких подобных комбинаций: совмещайте Стойкость и Стрельбу у пилотов, которые специализируются на ведении огня со снайперской позиции из высокомощных орудий (PPC и крупные лазерные пушки). В качестве альтернативы можно совместить Стойкость и Тактику у пилотов, занимающих стационарную позицию за каким-нибудь холмом и обстреливающих врагов ракетами дальнего действия.
Комбинация из Пилотирования и Тактики подходит для пилотов, управляющих скоростными мехами – они смогут перемещаться на большее расстояние и применять «Захват цели» на приоритетных объектах. Либо совместите Пилотирование и Стрельбу, чтобы мех, управляемый этим пилотом, оставался подвижным после стрельбы.
Пилотирование и Стойкость очень хорошо подходят для мехов, заточенных под рукопашный бой, так как такая комбинация позволяет добраться до противника, имея при себе дополнительные единицы «Уклонения», а затем обороняться от контратак с помощью бонусов «Защищенный» и «Укрепленный».
Резервирование хода – важная функция
Сделать ход первым, имея преимущество в инициативе, может быть весьма полезным, но в то же время, раннее размещение мехов на позиции позволит вашим врагам действовать в условиях отличной осведомленности. Вместо этого можно использовать Резервирование хода, что позволит вам сделать свой ход после хода противника. Не забывайте об этой функции, потому что она может открыть для вас стратегические возможности.
Пример: если в вашем тяжелом мехе сидит пилот-тактик (Tactician), то, разумеется, ходить он будет позже остальных. А это делает «Захват цели» менее полезным, так как легкие мехи из вашего отряда откроют огонь первыми. Используя Резервирование хода для смещения легких и средних мехов в слоте инициативы «на потом», вы сможете позволить пилоту-тактику своевременно применить «Захват цели».
Боевой дух и его возможности
Во время сражений ваши мехи получают очки морали, которые открывают доступ к двум отдельным способностям: Прицельный Выстрел (Precision Shot) и Бдительность (Vigilance). Эти способности имеют очевидные и менее очевидные способы их использования, и так как они очень важны в бою, правильное их применение поможет вам одержать победу во многих битвах.
Прицельный выстрел позволяет выбирать часть меха противника и наносить по ней точный удар. Очевидный способ использования этой способности – отстрел конечностей или оружия у врага. Но еще одним существенным плюсом Прицельного выстрела является то, что он смещает назад обстреливаемого меха в слоте инициативы. И эта возможность – я готов поспорить – самая важная функция данной способности. Одно точное попадание – это хорошо. Но заставить противника пережить обстрел со стороны всей вашей команды без права на ответный удар ввиду отсутствия инициативы – куда лучше.
Бдительность применяет к вашему меху бонусы «Защищенный» и «Укрепленный» независимо от ситуации, в которой он находится. Но помимо этого, данная способность перемещает меха вперед в слоте инициативы и поглощает весь урон устойчивости. Последний пункт особенно важен. Управляя крупными штурмовыми мехами, вы наверняка заметите, что под конец раунда с перестрелкой они едва ли стоят на ногах. А из-за того, что эти мехи тяжелые, они практически всегда ходят последними. Накопление очков морали, чтобы применить Бдительность – отличный выход, ведь эта способность позволяет уберечь вашего меха от падения в ситуациях, где его бы гарантированно отправили в нокдаун.
По вам будет вестись сосредоточенный огонь
Это еще один важный урок, усвоенный ценой проб и ошибок: ИИ любит вести сосредоточенный огонь по слабым юнитам. И это вполне объяснимо, учитывая, что вы будете делать то же самое. Разница лишь в том, что вы имеете на вооружении 4 меха, а ИИ может направить на вас чуть ли не дюжину мехов в компании танков.
Вот вам пример ситуации, когда все идет не по плану: вы направляете вперед меха-разведчика и стреляете во вражеского меха, стоящего в авангарде. Вы не уничтожаете его. Тем самым ваш мех оказывается в зоне видимости каждого вражеского юнита, включая колонну танков с ракетами дальнего действия. Из этого следует, что целый раунд ваш мех-разведчик будет обстреливаться каждым отдельно взятым противником на карте. Если после этого ваш мех уцелеет – мои поздравления. Но вот мой мех не прошел такую проверку на прочность.
И еще пример: ваши штурмовики неплохо справляются на поле боя, но один из них потерял всю броню на левой части корпуса. Как следствие, армия противника направляет все свои усилия на обстрел левой части корпуса, игнорируя более близкие цели. Это выглядит странно, но работает. Вы лишитесь своего меха и, возможно, сломаете об колено клавиатуру.
Местами искусственный интеллект может вести себя странно. Но по большей части ИИ очень последователен. Чтобы успешно ему противостоять, нужно соблюдать следующие простые правила. Самое главное – действуйте с осторожностью и следите как за радаром, так и за линией обзора. Если ваш радар засек противника, значит засекли и вас: как только хотя бы один мех установит с вами зрительный контакт, появится опасность непрямого огня от остальных вражеских юнитов. Уничтожайте наводчиков и по возможности обрывайте зрительный контакт. Еще можно единовременно раскрыть местоположение всего отряда, состоящего полностью из невредимых мехов – ИИ с большой вероятностью не будет концентрировать огонь на одном из них.
Расположение меха имеет важное значение
Самый плохой способ провести атаку – распределить урон по всем сегментам корпуса меха. При возможности старайтесь заходить с фланга и стрелять по наиболее уязвимым местам противника. Также можно сделать какое-либо важное оружие приоритетным (например, AC/20 у меха Hunchback).
Что касается обороны – если ваш мех потерял всю броню с левой стороны, размещайте его так, чтобы противники находились справа, и ничего страшного, если из-за этого у вас не будет возможности стрелять. Затем потратьте ход на оборонительные действия (brace). Золотое правило: практически всегда лучше отказаться от стрельбы в течении одного хода. Пусть лучше ИИ тратит свой ход на бесполезную стрельбу. Не открывайте огонь, если не уверены, что сможете нанести максимальный урон. Для уязвимого меха такой шаг может стать последним.